Abstract:
Актуальность работы. Актуальной и, бесспорно, самой значимой проблемой при строительстве подземных сооружений, особенно в пределах городской территории, является установление параметров инженерно-геологических условий и возможное их изменение при строительстве. Цель работы: предупреждение развития опасных инженерно-геологических процессов для принятия быстрых решений по безопасности проходки при выполнении прогноза устойчивости массива пород, подвергающегося техногенному воздействию. Методологические исследования. Задачи и методы изучения инженерно-геологических условий проектирования и строительства подземных сооружений определяются сложностью природных условий. При этом содержание, объем, точность и доверительная вероятность полученных данных об инженерно-геологических условиях должны быть минимально необходимыми и достаточными для проектирования подземных сооружений. Выбор методических приемов и способов, совокупность которых позволит спроектировать и осуществить рациональный комплекс полевых, лабораторных и камеральных работ, подчиняется двум целям: изучению инженерно-геологических условий и оценке прогнозных параметров изменения инженерно-геологических условий. Результаты работ и область их применения. Был выполнен прогноз устойчивости массива пород с использованием геомеханической классификации Н. С. Булычева. Анализ инженерно-геологических факторов, влияющих на безопасную проходку подземного сооружения, позволил выполнить инженерно-геологическое районирование и выделить в массиве пород пять категорий с различной степенью устойчивости массива проектируемой горной выработки. Учет выделенных участков различной устойчивости при проектировании подземной выработки позволит обеспечить ей безопасную эксплуатацию. Вывод. Выполненные исследования указывают на то, что в процессе строительства подземных выработок формируется взаимодействие между массивом пород и выработкой. Соответственно еще на стадии проектирования должна быть создана адекватная информационная модель инженерно-геологических условий, которая рассматривается как взаимосвязанная система решения двух классов задач инженерно-геологических и конструкторских. При этом основой должен служить прогноз реакции скального массива на проектные решения.