Математическое моделирование напряженного состояния в зонах наклонных разломов методом конечных элементов

Show simple item record

dc.contributor.author Лобацкая Раиса Моисеевна
dc.contributor.author Стрельченко Ирина Петровна
dc.contributor.author Долгих Евгений Сергеевич
dc.date.accessioned 2020-01-11T04:36:34Z
dc.date.available 2020-01-11T04:36:34Z
dc.date.issued 2017
dc.identifier https://cyberleninka.ru/article/n/matematicheskoe-modelirovanie-napryazhennogo-sostoyaniya-v-zonah-naklonnyh-razlomov-metodom-konechnyh-elementov
dc.identifier Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет»
dc.identifier.citation Известия Сибирского отделения Секции наук о Земле Российской академии естественных наук. Геология, разведка и разработка месторождений полезных ископаемых, 2017, 40, 4 (61)
dc.identifier.uri https://repository.geologyscience.ru/handle/123456789/13227
dc.description.abstract Цель. Одной из важных прикладных задач геологии является оценка изменений в областях динамического влияния разломов, которая, как известно, существенно отличается по структурно-вещественным характеристикам в висячих и лежачих крыльях разломов. Логично предположить асимметрию распределения напряженного состояния в зонах динамического влияния разломов и попытаться оценить ее количественно математическим моделированием методом конечных элементов. Методы. Построена трехмерная модель напряженного состояния среды, осложненная наклонной несквозной трещиной, имитирующей зону динамического влияния разлома. Использован метод конечно-элементного моделирования (программа ANSYS). При изменении длины разлома, угла наклона плоскости его сместителя, вещественного состава пород крыльев разлома, прилагаемых внешних нагрузок анализируются и количественно оцениваются зависимости ширины зоны аномального напряженного состояния от перечисленных параметров. Результаты. Моделирование напряженного состояния в областях динамического влияния наклонных разломов позволило установить, что ширина зоны аномального напряженного состояния в висячем крыле увеличивается с уменьшением угла наклона плоскости сместителя, а в лежачем остается практически неизменной. В то же время длина моделируемого разлома и характер внешних нагрузок оказывают влияние только на абсолютные значения максимумов напряжений, а на их асимметричном распределении по отношению к плоскости сместителя практически не сказываются. Выводы. Наиболее важным результатом моделирования является то, что при равных условиях нагружения и длины рассматриваемой трещины отношение ширины зон аномального напряженного состояния висячего крыла к лежачему обратно пропорционально углу наклона плоскости ее сместителя. Асимметричное распределение аномального напряженного состояния в зоне наклонной трещины, зависящее от угла наклона плоскости ее сместителя, дает повод пересмотреть при решении прикладных задач геологии ранее установленные количественные зависимости, в которых ширина зоны динамического влияния разломов условно принималась как симметричная.
dc.publisher Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Иркутский национальный исследовательский технический университет»
dc.subject ГЕОИНФОРМАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ
dc.subject CAE-СИСТЕМА
dc.subject ПРОГРАММА ANSYS
dc.subject ТЕКТОНОФИЗИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА
dc.subject НАПРЯЖЕНИЯ
dc.subject РАЗЛОМ
dc.subject АСИММЕТРИЯ КРЫЛЬЕВ
dc.subject GIS-SIMULATION
dc.subject CAE-SYSTEM
dc.subject ANSYS
dc.subject PROBLEM OF TECTONOPHYSICS
dc.subject STRESS
dc.subject FAULT
dc.subject WALL ASSYMETRY
dc.title Математическое моделирование напряженного состояния в зонах наклонных разломов методом конечных элементов
dc.type text
dc.type Article
dc.subject.udc 550.8.014


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record