Транспортные тоннели и геодинамика горных массивов

Show simple item record

dc.contributor.author Зайнагабдинов Дамир Альфридович
dc.contributor.author Быкова Наталья Михайловна
dc.date.accessioned 2019-12-06T00:04:23Z
dc.date.available 2019-12-06T00:04:23Z
dc.date.issued 2014
dc.identifier https://cyberleninka.ru/article/n/transportnye-tonneli-i-geodinamika-gornyh-massivov
dc.identifier Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр «Науковедение»
dc.identifier.citation Вестник евразийской науки, 2014, , 5 (24)
dc.identifier.uri https://repository.geologyscience.ru/handle/123456789/8197
dc.description.abstract В статье рассматриваются особенности проектирования транспортных тоннелей при активной геодинамике в неоднородных горных массивах, разбитых на блоки зонами разломов. Актуальность проблемы вызвана развитием повреждений в обделках тоннелей, эксплуатируемых в рамках проектных предпосылок. Проблема заключается в недостаточном учете при проектировании особенностей работы обделок в горных неоднородных массивах. Проводится библиографический анализ форм проявления геодинамики. Отмечается, что для транспортных тоннелей наиболее актуальным является учет сейсмических воздействий и активность разломной тектоники. Приводятся примеры смещения земной поверхности и горных блоков, регистрируемые инструментальными методами. Численным моделированием горной перемычки с СевероМуйским тоннелем с использованием проектных данных и акселерограммы на землетрясение 5.5 баллов выявлено, что по границам горных блоков в разломных зонах фиксируется смещение до 7 мм и напряжений до 2.5 МПа, опасных для бетонных конструкций. Показано, что для территорий с активной геодинамикой частое повторение сейсмических землетрясений даже малой и средней интенсивности опасно накоплениями геодеформационных воздействий на тоннель. Формируются рекомендации по проектированию тоннелей в зонах разломов на территории активной геодинамики. Выстраиваются цели и задачи автоматизированных систем мониторинга как основы контроля соблюдения проектных условий в течение гарантийного срока и дальнейшей эксплуатации сооружения. При контроле внешних параметров внешних нагрузок и воздействий обращается внимание на важность наблюдений за смещением горных блоков геодезическими системами и контроля напряженнодеформированного состояния обделок в зоне разломов в соответствие с геологическим разрезом. Структура автоматизированной системы мониторинга железнодорожного тоннеля должна включать оперативный, аналитический контур и блок управления движением поездов. Оперативный контур осуществляет сбор данных о параметрах внешних воздействий и реакции на них тоннельных обделок. Аналитический контур включает блок математического моделирования работы конструкций, контроля проектных решений, формирования конструктивнотехнологических решений и оценки технической безопасности. Блок управления назначает режим движения поездов в зависимости от контроля критериев опасности, формируемых оперативным и аналитическим контурами и оценкой геодинамической и технической безопасности сооружения.
dc.publisher Общество с ограниченной ответственностью «Издательский центр «Науковедение»
dc.subject ТРАНСПОРТНЫЕ ТОННЕЛИ
dc.subject АКТИВНАЯ ГЕОДИНАМИКА
dc.subject ГЕОДЕФОРМАЦИОННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ
dc.subject СИСТЕМЫ МОНИТОРИНГА
dc.subject TRANSPORT TUNNELS
dc.subject ACTIVE GEODYNAMICS
dc.subject GEODEFORMATIONAL INFLUENSES
dc.subject MONITORING SYSTEMS
dc.title Транспортные тоннели и геодинамика горных массивов
dc.type text
dc.type Article
dc.subject.udc 624.1


Files in this item

This item appears in the following Collection(s)

Show simple item record