Abstract:
Как и в любом строительстве, буровым работам предшествует этап подготовительных работ по созданию буровых площадок и подъездных дорог к ним. Отсыпка дорожного полотна и самих площадок производится материалом, который добывается открытым способом из карьеров нерудных материалов, в данном случае доломитовой крошкой. При проектировании учитываются необходимые объемы, и в соответствии с ними оформляются горные отводы и лицензии на добычу закладочного материала. Фактически требуется больше объемов горных пород, поскольку под воздействием веса породы в насыпи, работы виброуплотнителей и дорожных машин происходит усадка земной поверхности под основание насыпи, в результате чего требуется дополнительный незапланированный объем для доводки насыпей до проектных отметок, дополнительные геологические запасы и финансовые расходы. На основании экспериментальных буровых работ исследованы закономерности деформации земной поверхности под основанием насыпей дорог и буровых площадок, оценена и обоснована точность замеров, разработан математический аппарат прогнозирования величины деформации земной поверхности под разнонаправленным воздействием статических и динамических нагрузок. Отмечено, что основными факторами, влияющими на деформации, являются особенности рельефа и геологической среды приповерхностной части, высота насыпи, движение груженого транспорта, работа вибромашин. Точность определения границы «насыпь земля» при принятой технологии производства работ составляет ±5 см, что не позволяет получить среднее оседание с меньшей ошибкой. Установленная множественная корреляционная связь оседаний с высотой насыпи и расстоянием транспортирования позволяет с точностью ±11 см прогнозировать развитие деформаций земной поверхности на площади отсыпки будущей кустовой площадки.