Abstract:
Пепловые облака и шлейфы, возникающие при эксплозивных извержениях вулканов Камчатки и Курил, представляют большую опасность для авиации. Поэтому актуальными задачами являются прогнозирование и анализ их перемещения. Для их решения в составе АИС “Сигнал” создана подсистема моделирования, позволяющая прогнозировать направление, скорость и высоту перемещения пепловых облаков и шлейфов в атмосфере. В то же время для более точной оценки представляемой ими опасности требуется определять не только их качественные, но и количественные характеристики. В статье рассмотрены результаты работы по развитию возможностей АИС “Сигнал”. Дано описание разработанных инструментов, позволяющих прогнозировать концентрацию пепла на эшелонах полетов самолетов, а также мощность и массу пепла, выпавшего на поверхность земли. Приводятся результаты выполненных численных экспериментов, показавших хорошую согласованность полученных результатов моделирования со спутниковыми данными.